*ПОЛЁТ ЗВЁЗДНЫХ ЖУРАВЛЕЙ*

(О романе Олеся Бердника “Звёздный Корсар”)

 

В Вечности зёрна оставит

Только любовь…

Олесь БЕРДНИК

 

Есть книги, навсегда меняющие того, кто к ним однажды прикоснулся. Список их колоссален. Поистине, добрая и светлая книга мудро ведёт человека по жизни. Впрочем, есть и трагические исключения, когда уродливое слово отравляет душу. Есть книги-миссионеры и книги-лекари, чья миссия — спасать гибнущие души и нести в непроглядный мрак частичку животворящего света. Именно к этой категории более чем относятся книги замечательного украинского писателя-фантаста, поэта, художника, самобытного философа, правозащитника и Учителя Олеся Павловича Бердника (1926-2003). Увы, но творчество Бердника известно в России весьма немногочисленной читательской аудитории. Максимум — поклонникам советской гуманистической фантастики. Бердник, которого иногда называют “украинским Ефремовым”, создал уникальную и необычайно красивую поэтичную вселенную, отчасти родственную Великому Кольцу Ивана Ефремова, Миру Полудня братьев Стругацких или космическому эпосу Сергея Снегова, автора фантастической трилогии “Люди как боги”. Однако образность Бердника значительно отличается от классиков отечественной НФ — прежде всего своей неповторимой и очень глубокой философией, вселенской соборностью и, что немало важно, почвенностью и неразрывной связью с Традицией. Если советские писатели-фантасты обычно рисовали будущее как неоспоримое торжество идей марксистско-ленинского коммунизма и вершину научно-технической революции, то бердниковская ойкумена была больше похожа на цветущий звёздный сад, где каждое дерево и даже самый маленький цветочек — это целый мир, населённый удивительными созданиями.

В 1971 году увидел свет самый главный роман Олеся Павловича Бердника “Звёздный Корсар” (“Зоряній Корсар”) — прекрасный поэтико-философский эпос, созданный Поэтом, Провидцем и Мудрецом. Примечательно, что незадолго до этого, в 1970-м году, вышел другой эпохальный роман-откровение - “Час Быка” Ивана Ефремова. И дальнейшие судьбы этих двух романов были во многом схожими. Вскоре после публикации “Звёздного Корсара” его автор был исключён из Союза Писателей и фактически отлучён от литературного ремесла. “Коллеги”-писатели обвинили Олеся Павловича в пропаганде “космического национализма” и даже обнаружили в его текстах какую-то “хохломанию в космосе”. Роман Бердника, также как и роман Ефремова, активно изымался из библиотек и из книжных магазинов. Его постарались как можно быстрее предать забвению. Ну а позднее, спустя несколько лет, гроза разразилась над самим автором. В 1979-м году Олесь Бердник был арестован, осуждён и отправлен после вынесения приговора в мордовские лагеря. И, тем не менее, “Звёздный Корсар” был переиздан за рубежом, а в 1991-м году с ним познакомился и российский читатель.

Сюжет “Звёздного Корсара” выстроен весьма необычно. С одной стороны он, как будто, несложен, вполне понятен и доступен для восприятия. Но если внимательно вчитаться в текст романа, то в нём обнаружится множество взаимосвязанных смысловых уровней, образующих сложнейший калейдоскоп, состоящий из действий, образов, идей и озарений. По сути, мы имеем дело с превосходным образцом “магического реализма”, где отсутствует чёткая грань между “реальным” и “ирреальным”. Время, пространство и россыпь миров в “Звёздном Корсаре” становятся грандиозной космической ареной, на которой герои романа ведут отчаянный спор с неумолимым фатумом и ищут ответ на извечный вопрос: “Кто я? Зачем я пришёл в этот мир? Кто его создал?”. Они мучаются от безысходности замкнутого бытия и потому вопрошают: “Почему же так отчаянно кричал младенец, входя в мир, где насмешливо выли херсонские степные ураганы и над мёрзлой землей вихрилась метель? Быть может, моя сущность осознала, что не надо останавливать полёт среди звёзд у туманностей?!”. Но ответ, увы, безжалостен: “Поздно! Неумолимо возводилась темница из костей, мускулов, крови и тончайших нейронов. Строитель жизни спешил пленить путника беспредельности, сына незримости. Переполненная тёплым молоком грудь заткнула орущий рот. Всё, цепь конечности замкнулась! Ты уже не властитель космических просторов, а беспомощное дитя Земли…”. И именно потому герои Бердника стремятся разорвать во что бы то ни стало эту ненавистную “цепь конечности” и стать Звёздными Журавлями — Птицами Свободы, чей полёт не стеснён ни какими границами. Бердник мечтает о Хомо Космикус — Человеке Космическом — Космоандре, который телесно и духовно сливается с безграничностью и многомерностью Ноосферы. Причём само понятие Ноосферы, некогда озвученное Владимиром Вернадским, Пьером Тейяром де Шарденом и художественно осмысленное Иваном Ефремовым, трактуется автором чрезвычайно широко и свободно: “<...> в последних Циклах общественного самопознания наука подошла к пониманию ноосферы — сферы разума, кульминирующей развитие биосферы. Сначала её определяли как ту часть биосферы, которая заполнена “продуктами” разума — результатами интеллектуальной и духовной деятельности человечества. Но такое понимание было ущербно и примитивно, оно упиралось в эволюционный тупик. Позже пришло озарение, что ноосфера — это высокочувствительное поле, высочайший аспект Единого Поля, матрицирующего мысли и образы, чувства и стремления, фиксируя их в энергоквантах различного напряжения. Более слабые постепенно угасают, переходя на низшие энергоорбиты, а более сильные, эволюционные, поддерживаемые психовибрациями новых мыслителей, приобретают титанический резонанс и становятся стойкими мыслеобразами. К чему я веду? К тому, что возможно создать в ноосферном поле стабильное тело Нового Человека”. Именно к созиданию Нового Человека — Космоандра - призывает один из главных героев романа — Гориор, ставший Звёздным Корсаром, восставшим против идеальной и благодетельной тирании диктатора Кареоса. В заточении он встречает Учителя и с его помощью постигает магию Освобождения и, наконец, вырывается из замкнутости видимой реальности. Однако, выйдя за пределы материи, Гориор отнюдь не наслаждается беспредельностью обретённой Свободы, но бросает Вызов всем тем, кто намеренно желает удержать разум в состоянии блаженной ограниченности. Призыв Звёздного Корсара — это призыв Вселенского Анарха, обретшего Крылья Свободы. Но его величественный полёт — это отнюдь не полёт одиночки, но искреннее стремление дать крылья каждому. Он и его единомышленники создают новое общество, пронизанное светом постоянного познания и совершенствования, на астероиде с символическим названием Свобода. Гориор-Звёздный Корсар открыто выступает против тюремного “парадиза” Кареоса и прокладывает пути в Ноосферу. Его смелые идеи будоражат умы не только обычных смертных, почти обретших бессмертие, но и могущественных демиургов-Космократоров. Космократор-демиург Ариман предлагает создать экспериментальный мир, чья стихийная энергия могла бы питать впавших в апатию небожителей: “Нам необходима буйная психическая стихия. С противоречиями, с поисками, революциями, вознесениями и упадками, с мощным сексом, о котором мы ведаем только из исторической хроники, с предательством, со стремлением в небывалое. Это, как я уже заметил, будет наша имманентная модель. Мы сможем незаметно вмешиваться в течение событий, ставить множество экспериментов. И главное — мы используем их психодинамику и энергию для пробуждения, для активизации собственной”. Возмущённые Космократоры предлагают свой альтернативный вариант: “Личность приобретет небывалые возможности, — добавил Горикорень. — Вместо одного мозга — коллективная информация Безмерности, вместо одного сердца — Единое Сердце Вселенной, вместо одного-двух друзей — вся многоликая динамика психической жизни мириадов миров. Проводя эксперимент, мы услышали могучий призыв Многомерности — восстать против Времени, овладеть Вечностью. Опасности? Они есть. Но цель — волшебна! Братья! Сравнивайте: создание иного мира и подчинение его своей воле с преступной целью или объединение собственной психики с Космическим Океаном? Выбирайте!”. Но, к сожалению, злая воля Аримана побеждает. Благие творцы пленены, а эксперимент заканчивается созданием нашего мира - планеты Земля. Звёздный Корсар освобождает Космократоров и его Вера навсегда изменяет сознание всесильных демиургов. Они добровольно выбирают участь смертных и отправляются в новорождённый мир Аримана, дабы там, в человеческой оболочке, нести разумным существам освободительную Весть Корсара. И наступил день, когда человек усомнился и, решившись, задал сам себе архиважный вопрос: “Кто ты есть — вольный дух или элемент космической кибермашины?”. И Ответ на него он ищет бесконечно долго. Стремительно проносятся мимо годы, десятилетия, века, эпохи и эры. Рождаются и исчезают народы, строятся и обращаются в прах гигантские империи, на небе зажигаются и гаснут звёзды, а поиск всё продолжается. На страницах романа Ответ ищут рыцари-казаки Запорожской Сечи XVI столетия, пытливые и бунтующие умы XIX и XX веков, наши современники, осваивающие космос и задающиеся вопросами мироздания, и титаны-звездопроходцы конца XXI века, летящие к далёким звёздам на вакуумно-квантовом галактическом крейсере “Любовь”. И не случайно, что именно Любовь, самое светлое, самое искреннее и божественное чувство, не только поддерживает их в Пути, но и преображает и воскрешает для Новой Жизни в Новом Мире. Любовь делает человеком киборга УР-а, воспитавшего и вырастившего двух осиротевших малышей. Любовь делает бессильными чары тирана Кареоса и открывает для его подруги Гледис, готовой пожертвовать собой ради возлюбленного, истинную, как никогда далёкую от искусственного “парадиза”, красоту многомерной Вселенской Соборности и Ноосферной Свободы. “Только любовь откроет врата Вечности. Самоотречение во имя нового прекрасного существа — вот путь. Гусеница должна пожертвовать собою для рождения крылатого мотылька. Отказавшись от себя нынешнего, мы воскресаем в Новом Мире”, - говорит безумец Аэрас, ставший впоследствии Учителем Гориора-Звёздного Корсара. И Ариман, тёмный надзиратель Земли, также ничего не может поделать с силой Любви. И в финале Звёздный Корсар окончательно срывает с него покров, под которым затаилась омерзительная сущность Хомо Сатанис. Он спасает любящих и провозглашает час Любви и Свободы. Страстный и грозный Призыв Корсара обращён к людским сердцам и душам, запертым в темнице материи: “Людям твердили: не противьтесь злу! А я заклинаю: испепелите проклятый мир, где зло свило себе тысячелетнее гнездо и расплодило мириады змей. На новой ниве взращивайте пахучий цветок светоносной жизни, куда злу вход закрыт! Отныне путь ваш туда, где нет вражды и проклятий! Миры играют новыми, волшебными творениями! Друзья! Миры творятся непрерывно, как радуга в грозовых облаках! Не бойтесь! Оставьте тьме тьму, а вы — Сыны Света — идите в страну Знания и Любви!”.

Позднее Олесь Бердник писал, что в фигуре Звёздного Корсара он зашифровал Христа. Да и в имени Корсар прослеживается нечто созвучное с Его Именем — Корс, Хорс, Хрис-тос. Звёздный Корсар-Христос — это Спаситель, Освободитель и Пламенное Любящее Сердце, но не карающий Судия, чьё Пришествие ожидается со страхом. Христос, появляющийся на страницах романа, это золотоволосое и синеокое Дитя, ведущее исстрадавшееся человечество в дивный Сад Отца, чтобы научить людей чудесной и доброй Игре. Здесь можно обнаружить параллель с красивейшей сказкой Оскара Уайльда “Мальчик и Великан”, где малыш со страшными кровавыми ранами на руках останавливает Великана, желающего отомстить его обидчикам: “Кто посмел?” - задыхаясь от гнева спросил Великан. “Кто посмел нанести эти раны? Я возьму свой большой меч и поражу его”. “Нет”, - сказал мальчик, - “это раны Любви”. Вдруг Великан почувствовал себя совсем крохотным, и странный страх охватил его. “Кто Ты?”, - спросил он, опускаясь на колени. Мальчик с любовью и нежностью смотрел на него. “Ты не закрыл для Меня сад твой, и Мой сад открыт для тебя <...>”. Хрупкое и беззащитное Дитя побеждает Смерть и Сад Его открыт для всех. Даже для лютых недругов. Олесь Павлович как-то заметил в одном из интервью, что “один из отцов церкви Ориген (IV век) считал, что будет прощен даже Люцифер, восставший против Бога. Правда, Церковь посчитала такое утверждение ересью...”.

Весть Звёздного Корсара несётся во Вселенной. Она зовёт к Борьбе во имя Любви. Она стучится в сердца Звёздных Журавлей, призывая их распахнуть вольные крылья и отправиться в Полёт. Прекрасный и вечный...

“— Бейте в скалу Времени! Она падет! Эй, звёздные корсары, почему приуныли? Кто жаждет вечного весёлого приключения — за мною! Космические бури желают поиграть с вашими пламенными парусами!..”.

Алексей ИЛЬИНОВ

Релевантные ссылки:

Сайт, посвящённый жизни и творчеству Олеся Павловича Бердника - http://www.berdnyk.com.ua/

Творчество Олеся Бердника на сайте “Русская Фантастика” - http://www.rusf.ru/books/731.htm

Хостинг от uCoz